Троица. Зеленая неделя, Русалочий день.

Троица или Зеленая неделя. По книге В. Сапиги «Украинские народные праздники и обычаи». Вот всегда интересовало, почему нельзя купаться на Троицу, примета такая, мол нельзя и все тут, а вот почему:

 На 50-й день после Пасхи, праздник Воскресения Христова, — весь христианский мир отмечает Троицу (Пятидесятницу) — один из главных праздников церковного календаря.

В христианстве праздник Пятидесятницы сформировался в IV веке, после принятия церковью догмата о троице — существования единого Бога в трех ипостасях.

«Идите, научайте все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матфея, 28, 19) — так наставлял своих учеников Христос вскоре после своего воскресения.

И, согласно Библии, в день еврейского праздника Шавуот — Пятидесятницы сошел на апостолов с неба дух святой и пошли между народами, «говоря другими языками, как дух им предвещал» (Деяния, 2, 1-4).

 Празднование Троицы у европейских народов впитало обряды конца весны — начале лета, которые бытовали у них раньше.

Эти праздники растительности, основанные на вере в магическую силу зелья и цветов, очень любила молодежь.

Их отмечали с песнями, танцами, развлечениями.

Это вызвало осуждение протестантского, католического, православного духовенства: их синоды принимали соответствующие решения.

Троица (справка)

Но в процессе развития христианства и упадка языческой обрядности, связанной с традиционными формами хозяйствования, эти противоречия сгладились.

В одних случаях осталась чисто христианская обрядность (Италия, Испания, Португалия), в других обе традиции сочетались, образовав новый пласт обрядности (славянские народы).

 Троица, зеленая (Троицына, грянет) воскресенье, зеленые святки — такие народные названия этого цикла украинский календарных обрядов, в котором представлены все моменты, характерные для аналогичных обрядов европейских народов.

По церковной традиции, первый день праздника (воскресенье) — Духов день, второй — собственно Троица.

 В Украине перед праздником (духовой, зеленой субботы) украшали жилища зельем.

Ветвями клена, липы заквитчувалы (клечалы) дом — над окнами, дверями, хозяйственными постройками, втыкивали в землю ветки на посевах ржи.

Во дворе, у ворот ставили принесенную из леса небольшую березу или осину.

Пол дома притрушивали душистым зельем: аиром (явгир, татарка — местные названия), любистком — на окнах ставили букеты из чебреца, васильков, мяты.

Зеленые святки — праздник расцветшего дерева, буйной зелени.

По представлениям славянина — язычника, зеленая сила леса, дух дерева помогали человеку укрепить здоровье, уберечь усадьбу от беды, способствовали урожаю.

Именно как обереги клечання ставилась у входа (на дверях, окнах, воротах).

Осина должна была отпугивать ведьм.

Кроме этого, срубленную Осыку вносили в субботу на ночь в дом, а утром смотрели: если листья оставалось зеленым, хотя и увядшими за ночь, — все в семье доживут до следующей Троицкой субботы, если же листья почернеет, то будет в доме покойник.

Троицкое зелья не выбрасывали, а сушили и в отварах из него мыли волосы, чтобы не болела голова, парили больные ноги, клали под голову покойнику — «чтобы ему и на том свете пахло».

Сухой аир отгонял мышей, а в гнезде наседки — помогал выводиться цыплятам.

Особенно ценили зелье, освященное в церкви.

День Святой Троицы

Ах, Троица, ах, Троица, Зелёная пора.
Как дышится, как молится,
Как звонится с утра!

В первый день Троицы в Украине (Ровенщина, Волынь) и сейчас можно встретить наиболее архаичный по происхождению обряд вождения Куста.

Молодую девушку убирают в зелень, украшают лентами и с песнями водят деревней, получая подарки от хозяев дома.

В центральных районах Украины обряд имел другое название — «водить тополь». Водя «тополь», девушки пели:

 Стоял тополь край чистого поля,
Стой, тополенько, не развивайся,
Буйному ветру не поддавайся …

На Черниговщине Троицкого дня на сельской площади устанавливали веху — высокую жердь, обвитую зельем, с колесом от телеги наверху.

На Киевщине вкапывали высоко, украшенное цветами и лентами дерево — ясень.

Вокруг них гуляла, пела, танцевала молодежь.

Очевидно, что веха и «явор» — воплощение мирового дерева, аналога известного всем европейским народам «майского дерева».

С зелеными святками у украинцев (так же и у болгар, поляков, чехов) связано много поверий о русалках.

Считалось, что в течение недели после Троицы (он называется русальные, Русальницею) по земле ходят русалки.

Бывшие духи влаги и растений с принятием христианства превратились в «дрянь богомерзкую».

Согласно народному воображению, русалки — это девушки или молодые женщины, которые во время купания утонули.

Русалки на века отошли от обыденного земного бытия и переселились в таинственную сферу, на дно глубоких рек и озер, в сказочные палаты, чудом выстроеных из прозрачного хрусталя.

Третье лицо Бога

Луна и звезды вызывают русалок из воды.

С тихим плеском волн, разворачивая своими бледными руками густые камыши, русалки выходят на берег.

Они без одежды, у них бледное тело, длинные зеленые как трава волнистые волосы, а глаза пылкие и синие, как морская глубь.

На голове у каждой русалки — венок из осоки, и только у старшей, царевны, он с водяных лилий.

Выйдя из воды, русалки садятся на берегу, расчесывают свои длинные волосы, или берутся за руки и водят удивительные, с таинственным шепотом, хороводы.

Иногда русалки вылазят на деревья и качаются на ветвях, как на качелях, пели песни.

Русалчин песни опасны: кто услышит, то, как очарованный, подойдет близко к ним, а русалки тогда заманят пришельца к себе, примут в свой круг, и будут играть с ним, а потом защекочут и затянут в реку, на дно.

Из деревьев русалки больше всего любят клен и дуб.

Качаясь на ветвях, они иногда развлекаются: разматывают на деревьях нити, которые крадут у тех женщин, которые заснули без молитвы.

Иногда русалки бегают по полям, засеянных рожью; хлопая в ладоши, восклицают:

«Ух, ух … Соломенный дух! ».

Время от времени русалки разжигают огни, горящие над могилами, в рощах и лесах.

Вот некоторые из песен русалчин репертуара:

Ой, бежит, бежит милая девушка,
А за ней да русалочка,
Слушай меня, красна барышня,
Загадаю тебе три загадочки …

В Украине долго сохранялся обычай среди женщин — в русалчину неделю развешивать по деревьям холст, который якобы русалки брали себе на рубашки.

А на окнах раскладывали горячий хлеб, думая, что его дымком русалки будут сыты.

В русалчин неделю не следует выбрасывать скорлупу из яиц, как попадет она на воду, то русалки сделают вред людям.

Нельзя сеять муку прямо в бочку, потому что будет много русалок.

Святым Духом всяка душа живится

В русалчину неделю (неделя после Троицы), в четверг, нельзя работать, чтобы не разгневать русалок; чтобы они не навредили домашнему скоту, птице и всему хозяйству.

Этот день называется — Русалкина Пасха.

Утром, как только взойдет солнце, девушки идут в поле на хлеба и берут с собой хлеб из ржаной муки, специально для этого испеченный.

Месится этот хлеб на свяченой воде.

В поле девушки ломают хлеб на несколько кусков, делятся им поровну, а затем каждая идет на ниву своего отца, где растет рожь, и там кладет хлеб для лесовых русалок (мавок) — «чтобы рожь родила».

Кроме того, девушки в этот день тайно ходили в лес, брли с собой полынь, любисток или чеснок, и в лесу бросали сплетенные венки русалкам, чтобы те насылали им богатых женихов.

Начиная с четверга русалчиной недели, девушки не ходили по одиночке в поле и не купались, — «чтобы русалки не защекотали».

Носили при себе полынь и любисток — ибо все это отпугивало русалок.

Если приходилось заходить в воду, то сначала нужно набросать полыни, любисток и только тогда можно заходить в воду.

Накануне Троицы нельзя девушкам ходить в лес, там их могут встретить русалки и спросить:

«Полынь или петрушка»?

Если девушка скажет «полынь», то русалка на это:

«Сама ты сгинь!» — И отпустит, а как скажет девушка: «петрушка», то русалка:

«Ты моя душка!» — И защекочет девушку до смерти.

Во время Зеленой недели нельзя отбеливать полотно: проказницы-русалки могли оставить на нем несмываемые следы.

По окончании недели после Троицы русалок торжественно провожали из села.

«Идите, русалочки, идите, и нашу рожь НЕ Ломте», — пели девушки на Черниговщине, провожая одетую русалкой девушку (в венке и рубашке), за пределы села.

Сегодня — день Святого Духа

В Украине верили, что каждый, кто умер или утонул на зеленые святки, становится русалкой.

Духовой субботу считали днем поминовения утопленников и малых некрещеных детей, которых церковь запрещала поминать в другие поминальные дни.

Почти по всей Украине непременно посещали кладбище в понедельник Троицы.

Свежие могилы украшали Клеченьем.

На Ровенщине и Волыни на кладбище ходили в четверг, на «Навскую троицу».

Этот день еще называли «сухим четвергом»: запрещалось работать в поле, нужно было пересушивать одежду.

Культ предков той или иной мере представлен в троицких обрядах всех европейцев.

Каждый народный праздник, как правило, охватывает все стороны хозяйственной деятельности человека, его личной жизни.

Троицкие обряды укрепляли здоровье человека и добавляли плодородия полю, уберегали дом от зла.

Не оставались без внимания и домашние животные.

На Волыни пастухи на Троицу украшали коров венками (чтобы хорошо доились), за что получали подарок от хозяев скотины (кстати, такая же традиция существовала в Голландии).

В других регионах Украины хозяйка на Троицу непременно выносила пастуху гостинец.

У греков Троица была исключительно поминальным днем — с приготовлением колива, панихидами в церкви.

Всем большое спасибо за комментарии!)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *